Последние комментарии

ded: ...
Пьеса. Роман и Жульета. (29)

AlexX: Теперь собак ловить пр...
Стыдно, товарищ Керимов, стыдно! (16)

Phantom: Переведите Онеж... Оне...
Краеведческая загадка (9)

Phantom: Гайзера присадили резв...
Ушел или попросили (3)

Алексей Дени: В Никитском ботаническ...
Ботанические сады страны (2)

Retry: Плюсом еще на карте....
Недвижимость (квартиры) Ухты (1)

кухни: Напишите еще подробно ...
Как загрузить картинку в текст (27)

Айс: Вот за что моих клонов...
Конец и начало. (7)

Алекс Влад: Как можно верить барыг...
Как вернуть доверие? (2)

Максим Ковал: Целый мирок надвинутый...
Рамки, за которые мы не сможем н (34)

Блоги   
Лента блогов

Название: Эффект дьявола

Retry   27 февраля 2013, 20:29   
Сегодня обещал дать интересную информацию о «синдроме дьявола». Признаюсь, что немного ошибся в названии. Правильно называть данное явление как «Эффект Люцифера» или «Эффект дьявола».
Так вот, Эффект дьявола – это социально-психологическое явление, связанное с переходом божественной личности в свою противоположность — личность дьявольскую.
Ниже дана вполне годная копипаста. Кому интересно, почитайте. Результаты дописанного эксперимента хорошо отражают двуличие человеческой натуры. Текста много, но почитать стоит. Надеюсь не увидеть комментов «ниасилил». smiley



Стэнфордский тюремный эксперимент

Стэнфордский тюремный эксперимент (СТЭ) задумывался как простая демонстрация влияния социальной роли человека на его поведенческие характеристики, но оказался ярчайшей иллюстрацией границы, разделяющей Добро и Зло. Существует немало исследований тюремной жизни, проведенных криминологами и социологами. Но все они страдают существенным недостатком: исследователи никогда не могли наблюдать все стороны тюремной жизни. Их доступ к заключенным был ограничен, а возможность войти в жизнь тюремщиков — еще меньше . Есть категории «извне» и «изнутри». Но ведь и сами эти категории могут рассматриваться с внешней и внутренней точек зрения. СТЭ давал возможность исследовать тюремное «изнутри» с внутренней точки зрения.
Смысл эксперимента: небольшую группу студентов случайным образом (буквально подбрасывая монетку) разделили на две команды — заключенные и тюремщики. Можно сказать, запуск эксперимента произвел случай. Свои роли студенты должны были играть в течение двух недель в реальной городской тюрьме. Каждый получал вознаграждение по 15 долларов в час (психологический факультет университета получил на эксперимент небольшой грант). Строго говоря, не все участники эксперимента были студентами Стэнфорда. По газетному объявлению пришли и молодые люди двадцати с небольшим лет, приехавшие на отдых, а также в летние школы Стэнфорда и Беркли, и желавшие немного подзаработать на «детской игре в полицейских и воров»
Первоначальный отбор проходил после медицинского освидетельствования и интервью, проводимых психологами. Все они были физически и психически здоровыми. Будущие «заключенные» отнюдь не были склонны к антиобщественному поведению, никто из них никогда, как говорится, не привлекался и не подвергался наказанию. Тюремщиком не хотел быть никто, и среди назначенных не было особо властных и склонных к авторитаризму личностей. На начальный момент «заключенные» и «тюремщики» были полностью взаимозаменяемы, как «ангелы» и «демоны» на рисунке Эшера. «Заключенных» было девять, «тюремщиков» — одиннадцать (из них два запасных).
«Аресты» проводили настоящие полицейские, «подозреваемых» заключали под стражу в рамках большой операции, в ходе задержания около сотни участников уличных беспорядков. Всех участников эксперимента привезли в городскую тюрьму, переодели.
На «заключенных» вместо обычной одежды и нижнего белья на голое тело были надеты просторные рубахи, волосы прижали капроновым чулком (имитация обритости наголо), а на ноге закрепили цепь. Имена заменены номерами. С «заключенных» сняли отпечатки пальцев и объяснили реальные правила: они обязаны соблюдать молчание во время еды, после отбоя и в любом месте вне тюремного двора, кровати должны быть заправлены; блюсти чистоту в камерах; обращаться друг к другу только по номеру; на туалет отводится лишь пять минут в час, его посещение контролируется охраной; курение — привилегия и допускается только после еды либо с разрешения охранника, курение в камерах не разрешается; переписка — привилегия, она полностью цензурируется; посещения — привилегия и проходят в присутствии охранника, который может в любой момент прервать встречу; «заключенные» подчиняются приказам «тюремщиков» и докладывают им обо всех нарушениях; нарушение правил влечет наказание — всего 17 правил. Среди них только одно особое: никогда не ссылаться на эксперимент или имитацию заключения.
Для «тюремщиков» правил меньше: соблюдать закон, поддерживать порядок, не допускать никаких противоправных действий против «заключенных» и побегов.
В первый день всем еще было забавно, но атмосфера быстро ухудшалась. «Тюремщики», одетые в униформу, с глазами, закрытыми темными зеркальными очками, со свистком на шее и вооруженные резиновыми дубинками, очень скоро начали запугивать «заключенных», издеваться над ними, оскорблять их и унижать. Поразительной была скорость, с которой «тюремщики» начали ощущать свое превосходство над «заключенными». Когда эксперимент начинался, все его участники были личностями без каких-либо отклонений от нормального поведения образованных людей их круга. Обе группы изначально были идентичны. Но через неделю между ними не было ничего общего.
Уже через несколько дней «тюремщики», в частности, в ночные часы, когда за ними не наблюдали ученые из группы контроля эксперимента, все хуже обращались с «заключенными». «Тюремщики» поднимали их среди ночи, чтобы пересчитать, заставляли бессчетное число раз отжиматься на руках, если им что-либо не нравилось в их поведении, или принуждали петь одну и ту же песню — о свободе. Они ограничивали выход «заключенных» в туалет, а когда выводили их по нужде, то надевали им на голову мешок; не давали еду и одеяла, а также унижали их в сексуальном плане. В «тюремщиков» буквально вселялся дьявол, а некоторые заключенные становились покорными жертвами, так реагируя на действие ситуационных сил.
Экспериментаторов интересовало, как меняются личности «заключенных» и «тюремщиков». Они приготовились анализировать. Камеры были оснащены микрофонами, и все записывалось на пленку.
Что ж, эксперимент удался: были и бунт «заключенных», и попытка установить связь с внешним миром, и неудавшийся план побега. Но самым удивительным было патологическое поведение «тюремщиков», которые еще вчера ничем не отличались от своих подопечных. Среди них немедленно проявились садисты. «Тюремщики» начали творить настолько ужасные вещи, что эксперимент пришлось прервать досрочно.
Человеческая способность избирательно выключать и снова включать моральные стандарты помогает понять, почему человек может быть в одни моменты варварски жесток и полной душкой — в другие. Как и почему это происходит? Психиатры склонны искать причину в болезнях, душевных расстройствах, а социальные психологи обращают внимание на внешнее окружение, создающее условия для этих болезней. Такой анализ значим для всех, поскольку каждый из нас, как интуитивный психолог, размышляет о том, как вести себя в предстоящий день и почему люди реагируют на события так, а не иначе. Но большинство из нас склонны переоценивать важность личных качеств и характеристик (мотивы, гены, те или иные патологии) и недооценивать внешние обстоятельства, формирующие наше поведение.
Каким же образом мораль оказывается в нейтральном положении?
Все начинается с дегуманизации восприятия «другого»: сосед — бесполезен, непохожий — демон, приезжий представляет угрозу «нашим» ценностям либо вере.
Образы дегуманизации, тотально воздействующие на нас с экранов телевидения и кино, обложек журналов и примитивных сюжетов книжных детективов, отпечатываются в тайниках лимбической системы мозга, отвечающей за мотивационно-эмоциональную регуляцию поведения человека, и как результат взрываются мощными всплесками страха и ненависти. Если каждый день на страну обрушивают с экранов тысячи убийств и зверств, они действительно начинают восприниматься как рядовые события. И что же тут удивляться росту жестокости в реальном мире? На таких образах взрастает страх, который заставляет рациональных людей действовать иррационально, самостоятельные люди начинают бездумно вести себя в толпе, а мирные обыватели становятся безжалостными убийцами. Конечным признаком дегуманизации становится исключение одними людьми других из существующей системы моральных отношений.
Далее идет лишение индивидуальности: вместо отношения «я» — «он» возникает отношение «я» — «это», а может быть, и «это» — «это». Потеря индивидуальности создает уникальное психологическое состояние, в котором поведение контролируется только требованиями ситуации и биорефлексами. При этом для одних людей другие теряют статус человека и рассматриваются просто как некие объекты.
На этом фоне под влиянием даже абсолютно незначительного фактора может возникнуть когнитивный диссонанс — противоречие между нашими внутренними правилами и убеждениями и поведением. Когда наши действия не соответствуют нашим же установкам, когнитивный диссонанс усиливается. Часто именно в этот момент человек и переходит границу Добра и Зла, а в этом ему помогает глубинное желание оставаться «внутри» группы или массы, ни в коем случае не оказываться вне ее.
СТЭ просто создал условия дегуманизации потерей свободы, обстановкой тюрьмы. Затем происходила потеря персональной идентичности. Далее на фоне массовых реакций, которые становились ожидаемой нормой, выражение человеческих эмоций начинало приобретать непредсказуемые формы.
Главный урок СТЭ в том, что с человеком делают обстоятельства, пишет Зимбардо в «Эффекте Люцифера». Социальная ситуация может оказывать гораздо большее влияние на поведение и ментальность индивидуумов, групп и национальных лидеров, чем мы могли представить. Ситуационные силы в СТЭ зависели от множества факторов, каждый из которых в отдельности отнюдь не создавал драматического влияния, но вместе они оказывались довольно мощными. Казалось бы, тут все ясно, но это не совсем так. Именно в западных странах, ориентированных на индивидуализм, широко распространено убеждение, что ответственность за свои деяния несет прежде всего индивид. На втором месте по значимости — ситуация, а система вообще выпадает из поля зрения, утверждает Зимбардо.
 
На самом деле поведение человека — это всегда сложное взаимодействие между ситуацией (здесь позитивную или, наоборот, негативную роль могут сыграть многие социальные факторы), тем, что привносят в ситуацию люди (гены, личность, характер, привычки) и что делают системы власти для создания таких ситуаций, поддержания их и обоснования их существования.
Отклоняющееся, неправовое или аморальное поведение людей, находящихся на государственной службе, принято объяснять поговоркой «В семье не без урода» или сводить к мистическому понятию «оборотней». Системы являются средоточием власти — законодательной, экономической, исторической, культурной, религиозной и т.д. Если «дурная овца» попадает в «здоровое стадо», то в конце концов виновными и ответственными за произошедшее назначаются конкретные пастухи, но не система, устанавливающая правила. В любом случае речь идет о переходе некоей линии между Добром и Злом. А кто проводит эту линию? Обычно охранители системы, и цель их — изолировать проблему и отвлечь общественное внимание от управляющей верхушки, ответственной за нечеловеческие условия жизни и отсутствие контроля за порядком. Иначе говоря, это «властная элита», в чьих руках конструирование самой системы, часто работающая не на виду, из-за невидимости называемая «черной дырой» власти и создающая те формы жизни, в которых живем мы.
При этом Зимбардо не говорит, что люди могут списать свою индивидуальную вину и ответственность на ситуацию или систему, но он призывает к более глубокому рассмотрению проблемы: если мы хотим понять причину необычного поведения, то сначала следует проанализировать ситуацию, а потом, если ситуационный анализ не дает решения загадки, перейти к рассмотрению индивида.
 «Не думайте, что вы отличаетесь от других», — говорит Зимбардо в интервью на симпозиуме в Высшей школе Утрехта (Нидерланды), приуроченном к выходу книги «Эффект Люцифера». — Каждому хочется верить, что он особенный, не такой, как все, и он тешит себя иллюзией собственной непогрешимости. Но это не более чем эгоцентрическая переоценка себя. Два человека из трех повернут рубильник и вызовут смертельный электрический шок у другого человека, если им прикажут это сделать. И эти двое, кстати, никогда не считали, что они на такое способны…» .
Между тем мы — рабы негативных ситуационных сил, и Зимбардо обсуждает психологические основы сопротивления им и как не поставить свою мораль на «нейтралку».
Более сложна общественная сторона дела. Можно ли создать систему, обладающую способностью к самоочищению? В мире нет пока процедур осуждения психологически калечащих ситуаций и систем. Даже специальные трибуналы по военным преступлениям и геноциду выносят приговоры лишь людям. Если общество хочет иметь влияние на системы, то нужны бoльшая их прозрачность и гражданский контроль. А этого добиться все труднее, так как многие СМИ оказались сосредоточены в руках нескольких могущественных групп и доносят до нас прежде всего их точку зрения.
Рассматриваемый Зимбардо механизм может быть распространен и на крупные социальные зоны (например, мир чиновничьего произвола), вплоть до страны в целом, и сужен до одной-единственной пары (такие роли требуют дополнительных к ним — для тюремщика его роль имеет смысл, только если есть заключенный, и никто не может стать заключенным, если у него нет своего тюремщика). В результате действия именно этого механизма появляются станица Кущевская, остров Утойа, тоталитарные системы… Стэнфордский тюремный эксперимент если не объясняет полностью, то наглядно демонстрирует, как и почему возникает дедовщина в армии, милиция начинает бить и пытать задержанных, простые конторские служащие становятся палачами НКВД, а Гитлер в немыслимо короткие сроки обращает в свою веру образованную и культурную страну. И почему добропорядочный гражданин и бизнесмен Андерс Беринг Брейвик берет в руки винтовку и хладнокровно не просто расстреливает своих сограждан, но и не забывает сделать контрольный выстрел.

Метки: Психология Отношения Общество

Посетителей:50528

 

Общая оценка  2 Нравится Не нравится


 

Комментарии: 5   Сортировка по дате:      #Комментировать       
Поделиться:

Страницы:  1 

Инфузория  01 марта 2013, 13:37   #1
Хороший комменарий  2 Плохой комменарий
Читала много про этот эксперемент и даже смотрела фильм снятый по этому сюжету...Фильм жесткий, если не путаю немцы сняли....
Под синдром Люцифера можно подвести   тех индивидумов которым вдруг попала власть в руки- полицейских, вахтеров, модераторов на сайтах и т.д
Получая маломальскую власть над другими людьми далеко не все к этому морально готовы.... И мы имеем то что имеем....

Retry  01 марта 2013, 14:23   #2
Хороший комменарий  1 Плохой комменарий
Инфузория, про наших любимых модераторов либо хорошее, либо ничего...;)

Инфузория  01 марта 2013, 14:40   #3
Хороший комменарий  3 Плохой комменарий
Так я не про наших...Я про модераторов на других сайтах...Про наших я боюсь...)

Лукер  05 марта 2013, 21:30   #4
Хороший комменарий -1 Плохой комменарий
Уважаеемый Ретрай ( лень раскладку менять).
Меня радует Ваша активность в плане познания человеческой
сущности, особо покорила манера вываливания некой инфы и ожидание "мнения".
Ну, инфа, по большому счету, "пыльная" и тягомотная. Все это с переменным успехом
мусолится веками, вопрос в формулировках!!!Кстати, зачем Корнеги вытащили на свет
Божий? Всего лишь унифицированная модель поведения американской посредственности, не
более. Как кофе "Американо" в фаст-фут. А про "диавола"... Знаете, честно Вам скажу,
посещают мысли "мерзкие и паскудные"... На то мы мы и Человеки, что-бы бороть их в себе...
Мде.... С уважением.

Retry  06 марта 2013, 14:12   #5
Хороший комменарий  0 Плохой комменарий
4 По какому поводу такой бугурт? Кому охота написать - напишет. Остальные кыш!

Страницы:  1 

 

Комментировать:

Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи
войти   зарегистрироваться

Автор: Retry

Участник с 08 июня 2011

Все записи автора

 

 

 

Блогеры
 riddig     Лукер     Молодой депутат     Кожемяка     РикА     Рел     Сарычев Юрий     Zanoza     Некит     Казначей     Retry     Phantom     o.vera     Baron     che11     Arti van Aarde     Pero     Proksymo     Egorov1987     самимынеместные     Katz     Nicole     tatjanka     tact     Маруся     chapel     Като     просто_ник     Александр-8     NikiDaN     Светлая голова     Артамошка     Владимир Т     Забава     Аццкий Кракадильчег     Евгения(визаж)     Жук     Nen     avtor     Laluna     Shurik     mamba     danilka     Гимли     Алексей 1     Beautiful Helen     Алёна Янсюкевич     Елена А     Шайбон     Zinka-G     Ultra-Romario     Alexei     alunix     axel     Raulit     Nicolett     КоЛА     rod     АФ     irmapo     Милана     Ed1111     Алиса     Cyber     ded     бывалый     Ева Дан.     Франа     близнец     Milena     Drakocha     vadik     monterrr     крайне правый     mopeder     Че     Вероника Igfr     дядя Cтёпа     vovanza17     Минус     Murzilka     banshic     збанча     Графиня_Наталья     Альбертини     serdolik     Дион     фокс1357997531     skydelver     Инфузория     Амулет     jaxx     northwestov     рус89     Ukhta     НешаНешина     дедушка     furt80     Упоротый лис     vadimus     Евгения 84     Радостная     Sancho2509     БлудЪ82     Mary-Jein     Пивоваров Д.К     Lazy     Danil5097     МакSим     Татьяна Ч.     Товарищ     Taтьяна Шкода     Denver     Чарлик      Sailor     Елизавета Великая     Барышня     Марина Бахтеева     Ольга Чернобривенко     Dobryy   

0.012517213821411

 


Обратная связь   Контакты  Реклама      Твиттер Ухта24  Ухта24 ВКонтакте  Ухта24 Фейсбук  Ухта24 Телеграм
 

Uhta24.ru   18+

©2007 Студия "Луна"
При использовании материалов сайта обязательна ссылка на источник.
Администрация не несет ответственность за информацию, размещенную пользователями сайта.
Ответственность за содержание рекламных материалов несет рекламодатель.
Предложения по работе сайта присылайте на е-майл info@uhta24.ru
Погода от Гидрометцентр России

Яндекс.Метрика
   Top.Mail.Ru      
  0.012740135192871